РСТ: в России остро не хватает туристических автобусов

Перевозка туристов на автобусах в России подорожала в 2023 году в среднем на 35% из-за дефицита машин, а в некоторых регионах эта цифра доходит до 50%. На прошедшей в Госдуме РФ стратегической сессии Российского союза туриндустрии (РСТ) по транспорту обсуждались перспективы пополнения туристического автобусного парка и привлечения в отрасль водителей, которых также не хватает.

, — сообщила глава комиссии РСТ по автобусным перевозкам Марина Лабутина.

Респонденты заявили о чрезмерной зарегулированности и непрозрачности законодательства, дороговизне новых автобусов, и, как следствие, невозможности обновления парка. Более 60% опрошенных сошлись во мнении, что необходимо повышать престиж работы водителей на туристических автобусах. В настоящий момент существует серьезная нехватка кадров — специалисты сегодня выбирают сферу грузоперевозок. Среди негативных факторов опрошенные также выделили стоимость автозапчастей, большое количество регулирующих документов, деятельность недобросовестных перевозчиков, а также отсутствие инфраструктуры для остановок туристических автобусов и нехватку парковочных мест для транспорта в крупных городах.

Эффективными мерами государственной поддержки, по мнению респондентов, стали бы субсидии на пополнение автобусного парка, обнуление или уменьшение утилизационного сбора, снижение таможенной пошлины, а также льготное кредитование.

, — пояснила Марина Лабутина.

Опрос также показал, что, в зависимости от стоимости, комплектации и простоты технического обслуживания транспортные компании готовы покупать российские автобусы.

По экспертным оценкам, чтобы удовлетворить спрос на качественные автобусные экскурсионные услуги по всей стране, нужно примерно 3 тыс. автобусов вместимостью до 50 мест.

, — уточнила эксперт.

Рост цен в транспортных компаниях связан с подорожанием топлива, повышением заработной платы из-за инфляции. Одновременно отрасль столкнулась с дефицитом водителей, которые сначала из-за пандемии, а затем в связи с отсутствием иностранных туристов решили сменить работу.

При этом, как говорит Лабутина, не каждого водителя можно посадить в туристический автобус. «Чтобы работать с людьми, с детьми, он должен иметь опыт. И если такой профессионал уходит из нашей сферы — это серьезная потеря. Чтобы их удержать, мы в РСТ предлагаем ряд мер. Это льготы на обучение водителей, субсидии на зарплату, как при пандемии. Водители находятся в сложных условиях труда, хорошо бы им получать льготы по ипотеке, снижение налогового бремени, как, например, в IT-отрасли. Льготное кредитование, кредиты для обучения и отдыха детей. Это должно привлечь водителей в отрасль», — пояснила она.

По словам экспертов, огромную роль в удорожании автобусной перевозки сыграла индексация утилизационного сбора для юрлиц в августе 2023 года. В итоге приобретение китайского автобуса в России в зависимости от класса сейчас обходится на 70-300% дороже, чем год назад. Всего в 2023 году приобретено 3 тыс. новых китайских автобусов. Базовая стоимость – 13-16 млн рублей, хотя в самом Китае они стоят 7,5-10 млн рублей. Надбавка достигает 40% от общей стоимости. Это разного рода сборы, прежде всего, таможенный (1,5 млн) и утилизационный, который в августе 2023 года составлял менее 600 тыс. рублей, а сейчас – 1,8 млн.

Одной из мер по снижению стоимости иностранного автобуса в РСТ считают отмену или снижение таможенного и утилизационного сборов хотя бы на период, пока не будет налажено серийное производство отечественных автобусов туристического класса.

Генеральный директор компании «Волгабас» Алексей Бакулин уверен, что российские производители могут наладить выпуск необходимого количества таких автобусов. По его словам, на примере обновления городского общественного транспорта российские производители доказали, что им по силам такие задачи.

, — сказал глава «Волгабаса».

Обсуждая проблему, участники стратегической сессии пришли к выводу, что реально работающих моделей российских автобусов туркласса пока никто не видел. И чтобы понять, по какому пути двигаться дальше в обновлении туристического транспорта – субсидировать ли производство отечественных автобусов или снизить стоимость ввоза китайских машин, решено было провести детальный просмотр созданных российскими производителями образцов на выставке-форуме «Россия» в марте нынешнего года.

По мнению Марины Лабутиной, стоит также внести законодательные изменения в сферу детских перевозок. По мнению эксперта, еще одна острая проблема — зарегулированность детской перевозки, на которую приходится от 30% до 60% объемов транспортных компаний и туроператоров. В частности, туроператоры просят разрешить им вносить изменения в списки детских групп.

, — говорит она.

Источник

 

0 Коммент

    Оставить комментарий

    Login

    Добро пожаловать! Вход в аккаунт

    Запомнить меняЗабыли пароль?

    Lost Password